Анализируя возможные последствия продажи сервисов «Дзен» и «Новости» компании VK, журналисты ресурса TechCrunch обратились за комментариями к Григорию Бакунову, бывшему инженеру и заместителю технического директора «Яндекса», который проработал в компании с 2005 по 2012 год.
Как рассказал господин Бакунов, как раз в его бытность сотрудником «Яндекса» компания вела активную разработку продуктов, связанных с ранжированием контента — «Новости» оказались среди них самым мощным и самым долгоживущим. Это был интересный с технической точки зрения проект, однако разработчики и руководство недооценили степень его влияния на общественность, и когда внимание государства к нему стало слишком пристальным, закрывать его было уже поздно — по некоторым оценкам, «Яндекс.Новости» стали основным источником информации для 41 % населения.
В целом желание «Яндекса» избавиться от «Новостей» обусловлено тем, что он всегда хотел быть технологической компанией, а новостной сервис вызывает «много критики со всех сторон». Компания и сама недавно заявила, что намерена сосредоточиться на работе над другими направлениями бизнеса, связанными с технологиями (поиск, реклама, автопилот и прочее) и транзакционными сервисами (доставка, такси, онлайн-продажи и прочее). «Новости» сюда никак не вписываются и будут скорее мешать.
По мнению Бакунова, впервые «Яндекс» начал задумываться о закрытии «Новостей» в 2013–2014 гг. — это было сложное время, когда геополитические события наложились на трагический уход одного из основателей «Яндекса» Ильи Сегаловича. Тогда внимание руководства компании сместилось в направлении экономических вопросов, и возник «большой кризис понимания того, как расти». А ведь всего за несколько лет до этого разработчики были движимы азартом запуска новых продуктов и изучения того, чего можно было достичь с помощью интернета. И власти уделяли онлайн-контенту куда меньше внимания.
«"Яндекс" привлёк внимание российских властей в 2006 году <...> когда администрация президента попросила «Яндекс» разработать специальный сервис president.yandex.ru», — вспомнил Григорий. На этой платформе, посвящённой пресс-конференции главы государства, собирались и ранжировались интересующие интернет-аудиторию вопросы, а выводились самые популярные из них. По мнению Бакунова, тогда власти начали понимать растущую силу интернета, и внимание с их стороны начало медленно, но неуклонно расти.
Примерно в 2010 году появился ещё один важный контент-продукт от «Яндекса» — рейтинг блогов. Его влияние недооценили даже в руководстве компании, не задумываясь о том, что соревновавшиеся за первые места в этом рейтинге блогеры, которые писали на политические темы, получали финансирование и имели возможность эффективнее продвигаться. После запуска этого продукта, вспоминает бывший топ-менеджер «Яндекса», в компанию стали поступать обращения от государственных структур, которые рассматривали позиции в рейтинге как KPI блогеров. И в тот момент пришло понимание, что просто так подобный проект закрыть уже не получится.
Ключевым моментом для «Новостей» стало появление пяти главных заголовков на главной странице «Яндекса». Бакунов говорит, что на тот момент это был самый популярный источник информации для аудитории в возрасте до 40 лет. В этот момент в Яндексе решили увеличить число независимых новостных изданий, показывая пользователям широкий спектр материалов и одновременно предоставляя разные точки зрения. Но вместо этого следовало бы просто закрыть новостной агрегатор, считает Бакунов. Например, можно было убрать пятёрку заголовков с главной страницы, постепенно снизить популярность сервиса и дать ему просто исчезнуть. Но, вероятно, команде было обидно закрывать собственный продукт.
И в 2017 году был принят закон, предписывающий новостным агрегаторам использовать только лицензированные СМИ. К тому моменту в совете директоров «Яндекса» поняли, что закрыть «Новости» уже не получится из-за их огромного общественного влияния. Попытка убрать «Новости» привела бы к противодействию со многих сторон, в том числе со стороны государства, и закрытый сервис в любом случае возобновил бы работу.
В этом плане новостной агрегатор действительно больше подходит VK — компании, давно умеющей обращаться с контентом. Так что продажа «Новостей» для «Яндекса» является скорее благом, чем потерей.
Источник: 3dnews.ru